Энергетическая эффективность автомобилей и методы ее оценки
Аннотация
Полное использование энергии двигателя возможно при сведении к минимуму непроизводительных потерь в двигателе и трансмиссии. Такой подход обеспечивает получение высокой энергетической эффективности автомобиля. Ранее был предложен метод комплексной оценки влияния на энергетическую эффективность автомобилей совершенствования конструкций энергоустановок и применение альтернативных топлив с учетом полного жизненного цикла машин. Однако, не рассмотрено влияние мощности двигателя и не даны рекомендации по ее выбору на стадии проектирования автомобиля. Для более объективной оценки энергетических затрат ранее было предложено использовать понятие «энергетическая экономичность автомобиля» взамен топливной экономичности. Возникла необходимость расширения известного понятия эксплуатационного свойства – топливная экономичность возникла в связи с появлением новых альтернативных энергоустановок (электродвигатели, маховичные двигатели, гибридные энергоустановки и др.), что требует включения в него расхода не только тепловой энергии топлива, но и энергии других видов (электрической, механической). В качестве показателя энергетической экономичности автомобиля, так же исследовано возможность использования уменьшение запаса источника энергии за время прохождения мерного участка пути. Другим критерием предложено использовать обратную величину, т.е. путь, проходимый автомобилем при израсходовании мерного количества энергии источника. В работе исследован выбор и обоснование показателей энергетической эффективности автомобиля путем оценки затрат энергии двигателя на его движение. Проведен анализ взаимосвязей между энергетическими показателями динамичности и экономичности автомобилей.