Разработка математической модели городских грузовых перевозок

  • Кутья О. В. Харьковский национальный технический университет сельского хозяйства имени Петра Василенко
Ключевые слова: транспортный процесс, математическая модель, городские грузовые перевозки, сопротивление маршрута, мощность логистического центра, добротность маршрута, выбор маршрута

Аннотация

На основе выявленных аналогий в закономерностях протекания процессов в электрических цепях и городских автотранспортных потоков, разработана математическая модель городских грузовых перевозок. Основным отличием разработанной модели от ранее известных, является то, что модель работает в реальном режиме времени и, с помощью интернет-ресурсов, например, Google Maps (Харьков) и videoprobki.ua (Харьков), определяет загруженность участков дорожной сети или наличие пробок. Получены выражения, которые позволяют определить сопротивление передвижению транспортных средств на маршруте. Применяя положения кластерного анализа, разработана методика расчета сопротивления сложного маршрута, который содержит участки с различной плотностью движения, что также является отличием от ранее разработанных моделей. На основании полученных значений сопротивления участков маршрута и маршрутов в целом, получены выражения для расчета уменьшения скорости движения на маршруте, что позволяет рассчитывать время доставки груза. Показана роль логистического центра в общей системе транспортного обслуживания и получены формулы для расчета мощности логистического центра. Предложен критерий для выбора рациональных маршрутов – добротность маршрута. Критерий учитывает возможности логистического центра (его информативность), массу перевозимого груза, загруженность маршрута (пробки), расстояние перевозки и реальное время доставки груза. Анализ представленных зависимостей позволяет сделать вывод, что наличие пробок на маршруте изменяет величину Qм в 4 раза и является более значимым параметром, чем протяженность маршрута. Изменение lм от 10 до 30 км уменьшает значение добротности маршрута в 3 раза. Показано отличие предложенного критерия от ране известных, отличительной особенностью которого является то, что он определяется в онлайн-режиме с помощью интернет-ресурсов и учитывает динамику загруженности маршрутов в течении рабочей смены.

Опубликован
2020-02-03
Выпуск
Раздел
Статті