Энергосберегающие технологии экологически безопасного восстановление и одновременно укрепление посадочного места под подшипник качения машин сельскохозяйственной техники
Аннотация
В работе представлены результаты исследований различных методов восстановления посадочных мест под подшипники качения (ПК). Проведенный анализ позволил из всех рассмотренных методов выделить, как наиболее перспективные, метод электроискрового легирования (ЭИЛ) и нанесения металлополимерных материалов (МПМ). Комбинация указанных технологий (ЭИЛ + нанесения МПМ), позволила рекомендовать к практическому применению гамму технологических процессов, позволяющих менее энергозатратными и экологически безопасными технологиями восстанавливать посадочные места под ПК.
С целью определения наиболее перспективной и экологически безопасной технологии восстановления и укрепления посадочных поверхностей под ПК проводились относительные сравнительные испытания на машине трения СМЦ-2 по схеме диск - плоский образец, который служил контртела. Как контртело использовался прямоугольный образец из твердого сплава ВК8 с шероховатостью рабочей поверхности R а = 1,6 мкм.
В результате исследований износостойкости покрытий образцов из стали 12Х18Н10Т установлено, что относительный износ образцов без покрытия, соответственно, в 6,3; 4,7; 2,6 и 2,5 раза выше, чем у образцов с покрытиями, сформированными в последовательности: цементация методом ЭИЛ (ЦЕИЛ) → ЭИЛ Al → ЭИЛ Т15К6 → нанесения МПМ; ЕИЛТ15К6 → нанесения МПМ, армированного твердым сплавом ВК6; ЕИЛТ15К6 → нанесения МПМ, армированного проволокой и ЕИЛТ15К6 → нанесения МПМ.