Повышение тормозной эффективности двухосных транспортных средств при выполнении экстренных торможений в эксплуатационных условиях
Аннотация
Рассмотрены вопросы повышения тормозной эффективности двухосных транспортных средств в эксплуатационный период. Для обоснования возможности повышения эффективности торможения двухосных транспортных средств в эксплуатационный период использован метод математического моделирования движения двухосного автотранспортного средства, затормаживаемого на автомобильных дорогах, имеющих поперечный уклон, с учетом действия составляющих силы аэродинамического сопротивления. Установлено, что в случае выполнения экстренного торможения двухосным автотранспортным средством есть потенциальная возможность реализации большей по величине тормозной силы на задней оси в начальный момент торможения, что в результате позволит реализовать относительно большую еффективность.Кроме того, в связи с прогнозируемым ростом интенсивности и скорости движения транспортных средств, а также пропускной способности автомобильных дорог, к обеспечению безопасности дорожного движения предъявляются повышенные требования. Увеличение интенсивности и скорости движения, в частности, двухосных транспортных средств, как оборудованных, так и не оборудованных электронными системами слежения за процессом торможения, может быть достигнуто за счет ряда мероприятий, в том числе обеспечения минимально допустимой дистанции между отдельными транспортными средствами, движущимися в едином потоке.Теоретические исследования проведены на математической модели затормаживаемого двухосного транспортного средства при различных начальных скоростях движения, изменяемых в пределах 60–100 км/час. Установлено, что в зависимости от величины начальной скорости торможения величина изменения нормальной нагрузки на колесах задней оси может достигать 23–32% в начальный момент экстренного торможения на сухом асфальтобетоне.
Анализ относительного изменения нормальных нагрузок на осях транспортных средств при экстренном торможении с учетом эксплуатационных факторов показывает, что нормальные нагрузки на задней оси, полученные по уточненным зависимостям, отличаются от нормальных нагрузок на этой же оси, определенных по классичнской методике, что создает предпосылки для усиления задних тормозов транспортного средства с целью повышения его тормозной эффективности. Однако, при этом должны быть задействованы электронные устройства, отслеживающие изменение нормальной нагрузки на колесах транспортного средства.