Определение нормы расхода топлива газобаллонных автомобилей на прогрев в условиях низких температур эксплуатации
Аннотация
Перед Украиной стоит острая проблема рационального использования энергетических ресурсов. Автомобильный транспорт является основным потребителем бензинов, дизельного топлива и сжиженного нефтяного газа, а большая часть сырья импортного производства. Действующая на Украине для автомобильного транспорта методика нормирования горюче-смазочных материалов имеет ряд недостатков: отсутствуют значения базовых норм расхода топлива для значительного количества марок автомобилей, не учитывается конструктивные особенности транспортных средств и вид топливной системы, отсутствуют нормы расхода топлива на один запуск и прогрев двигателя с учетом фактической температуры окружающей среды. Расширить возможности и устранить недостатки действующей методики в статье предложено путем математического моделирования топливной экономичности автомобиля. За основу взята расчетная модель расхода топлива проф. Говорущенко Н.Я. В статье получены аналитические зависимости для расчета расхода топлива для транспортных средств с различными топливными системами, включая автомобилей на которых установлена газобаллонная аппаратура. Получена новая модель расчета расхода топлива на запуск и прогрев двигателя в зависимости от температуры окружающего воздуха. Для автомобиля SKODA Octavia (1,6l) приведены примеры расчета базовой нормы расхода топлива при работе двигателя на дизельном топливе, бензине и сжиженном нефтяном газе. Расчетные значения расхода жидкого топлива соответствует данным завода-изготовителя, между городским и смешенным циклом испытаний. Расход газообразного топлива в 2 раза меньше нормативного значения Минтранса Украины. Рассчитаны нормы расхода топлива, необходимого для запуска и прогрева двигателя в холодный период эксплуатации автомобиля. Получены табличные и графические зависимости для нормирования расхода топлива при разных значениях температуры окружающей среды. Действующая на Украине система нормирования расхода топлива учитывает только 1-3 цикла запусков и прогрева автомобильного двигателя за сутки. При интенсивном режиме эксплуатации с частыми и продолжительными остановками нору расхода топлива автомобиля необходимо увеличивать. Полученные зависимости могут быть использованы на предприятиях автомобильного транспорта для нормирования расхода топлива, когда отсутствуют другие источники информации.