Моделирование при испытаниях автомобиля на топливную экономичность на дороге и на стенде с беговыми барабанами
Аннотация
Расход топлива является комплексным показателем, который характеризует эффективность использования транспортного средства, энергетическое совершенство конструкции автомобиля, уровень технического состояния машины, разнообразие условий эксплуатации.
Изменение технического состояния узлов и систем автомобиля приводит к повышенным потерям энергии, что в итоге увеличивает расход топлива и снижает мощность автомобиля. Если производить контроль потерь энергии в каждом агрегате автомобиля, то по расходу топлива можно диагностировать не только общее состояние автомобиля, но и локализовать неисправность по агрегатам. Общая оценка технического состояния автомобиля может выполняться по экспериментально-расчетным данным расхода топлива. Индивидуальная оценка технического состояния агрегатов также может оцениваться по частных КПД и индикаторному расходу топлива.
Целью работы является дальнейшее совершенствование методики и разработка алгоритма диагностирования технического состояния автомобиля по изменению индикаторного расхода топлива и КПД автомобиля.
Для решения этой цели были предложены математические зависимости и алгоритм расчета расхода топлива и коэффициентов полезного действия автомобиля по агрегатам (индикаторный и механический двигателя, трансмиссии и подвески автомобиля).
С использованием моделирования можно решить следующие задачи диагностики:
- оценить качество функционирования автомобиля;
- выдать рекомендации по видам и объемам профилактического обслуживания и ремонта для данного автомобиля;
- разработать рациональные варианты применения диагностических приборов и оборудования для различных узлов и систем автомобиля, при моделировании их функционирования.
Применительно к автомобилям может осуществляться физическое моделирование при определении (нормировании) расхода топлива, токсичности ОГ, КПД автомобиля, коэффициента сопротивления качению и сцепления с дорогой, эффективности тормозных систем, плавности хода и др.
Результаты моделирования расхода топлива с использованием предлагаемой математической модели, в зависимости от тормозного момента стенда, с определенной степенью точности совпадают с результатами дорожных и стендовых испытаний автомобиля на различных режимах движения
Для обеспечения соответствия режимов испытаний автомобилей реальным необходимо, с использованием полученных результатов, подбирать нагрузочные режимы стендового диагностирования так, чтобы они максимально соответствовали дорожным условиям.