Моделирование при испытаниях автомобиля на топливную экономичность на дороге и на стенде с беговыми барабанами

  • Горбик Юрий Васильевич ХНАДУ

Аннотация

Расход топлива является комплексным показателем, который характеризует эффективность использования транспортного средства, энергетическое совершенство конструкции автомобиля, уровень технического состояния машины, разнообразие условий эксплуатации.

Изменение технического состояния узлов и систем автомобиля приводит к повышенным потерям энергии, что в итоге увеличивает расход топлива и снижает мощность автомобиля. Если производить контроль потерь энергии в каждом агрегате автомобиля, то по расходу топлива можно диагностировать не только общее состояние автомобиля, но и локализовать неисправность по агрегатам. Общая оценка технического состояния автомобиля может выполняться по экспериментально-расчетным данным расхода топлива. Индивидуальная оценка технического состояния агрегатов также может оцениваться по частных КПД и индикаторному расходу топлива.

Целью работы является дальнейшее совершенствование методики и разработка алгоритма диагностирования технического состояния автомобиля по изменению индикаторного расхода топлива и КПД автомобиля.

Для решения этой цели были предложены математические зависимости и алгоритм расчета расхода топлива и коэффициентов полезного действия автомобиля по агрегатам (индикаторный и механический двигателя, трансмиссии и подвески автомобиля).

С использованием моделирования можно решить следующие задачи диагностики:

- оценить качество функционирования автомобиля;

- выдать рекомендации по видам и объемам профилактического обслуживания и ремонта для данного автомобиля;

- разработать рациональные варианты применения диагностических приборов и оборудования для различных узлов и систем автомобиля, при моделировании их функционирования.

Применительно к автомобилям может осуществляться физическое моделирование при определении (нормировании) расхода топлива, токсичности ОГ, КПД автомобиля, коэффициента сопротивления качению и сцепления с дорогой, эффективности тормозных систем, плавности хода и др.

Результаты моделирования расхода топлива с использованием предлагаемой математической модели, в зависимости от тормозного момента стенда, с определенной степенью точности совпадают с результатами дорожных и стендовых испытаний автомобиля на различных режимах движения

Для обеспечения соответствия режимов испытаний автомобилей реальным необходимо, с использованием полученных результатов, подбирать нагрузочные режимы стендового диагностирования так, чтобы они максимально соответствовали дорожным условиям.

Опубликован
2020-12-07